«Протекционизм»
Винокурова А.Б.
Пенкина Л.Н.
Технология
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для
основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к
результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего
образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте основного
общего образования второго поколения, проекта программы по учебным предметам (технология
5-9 класс) под редакцией А.А. Кузнецова
2011г., рабочая программа по технологии (предметная линия учебников «Вентана-Граф» под редакцией Н.В. Синица, В.Д.
Симоненко, 2014.
Цель курса
1.
Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных,
информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
2. Формирование технологической
культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
3. Формирование информационной
основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений
своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в
первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной
деятельности.
4.Формирование представлений о составляющих
техносферы, в современном производстве и распространённых в нём технологий.
1.2.
Задачами реализации
программы
учебного предмета являются:
1) обеспечение в процессе изучения
предмета технологии условий для достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования всеми
обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидами;
2) создание в процессе изучения
предмета технологии условий для развития личности, способностей, удовлетворения
познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;
3) создание в процессе изучения
предмета технологии условий для формирования ценностей обучающихся, основ их
гражданской идентичности и социально-профессиональных
ориентаций;
4) включение обучающихся в процессы
преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта
социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
5) создание в процессе изучения
предмета технологии условий для
формирования у
1 обучающихся опыта самостоятельной
учебной деятельности;
6) создание в процессе изучения
предмета технологии условий для
формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и
окружающей его среды образа жизни;
7) знакомство учащихся с методами
научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
8) формирование у учащихся умений
наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и
экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко
применяемых в практической жизни;
9) овладение учащимися такими
общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт,
проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
10) понимание учащимися отличий
научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения
бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
ОПИСАНИЕ КУРСА
Предметная область «Технология» является необходимым
компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность
применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный
учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей
деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на
овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не
виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно,
соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит
знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных
сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность
перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой
деятельности.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В соответствии с целями
выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков, обеспечивая
получение заявленных результатов.
Первый блок включает содержание, позволяющее ввести
обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий,
показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности,
технологические тренды ближайших десятилетий.
Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить
опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки
технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.
Содержание блока 2 организовано таким образом,
чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь,
регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач,
планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего
контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и
коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное
групповое взаимодействие).
Базовыми
образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2,
являются технологии проектной деятельности.
Блок 2 реализуется
в следующих организационных формах:
теоретическое обучение и формирование
информационной основы проектной деятельности – в рамках урочной деятельности;
практические работы в средах моделирования
и конструирования – в рамках урочной деятельности;
проектная
деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Третий блок содержания обеспечивает обучающегося
информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных
производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных
рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов
современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых
обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт
принятия и обоснования собственных решений.
Содержание блока 3 организовано таким образом,
чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в
первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного
решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка
информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных
источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования
и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также
индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатуру краткосрочных
курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах
деятельности и / или в оперировании с определенными объектами воздействия.
Все блоки содержания связаны между собой:
результаты работ в рамках одного блока служат исходным продуктом для постановки
задач в другом – от информирования через моделирование элементов технологий и
ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их
обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В
РАМКАХ ПРЕДМЕТА
ТЕХНОЛОГИЯ
Потребности
и технологии. Потребности. Иерархия
потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие
потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы.
Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие
технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные
технологии, социальные технологии.
История
развития технологий.
Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт,
научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы
антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство.
Закономерности технологического развития.
Технологический
процесс, его параметры, сырье,
ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов.
Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации
технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического
процесса. Технология в контексте производства.
Технологическая
система как средство для
удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы
технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь.
Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления
и контроля от человека технологической системе. Системы автоматического
управления. Программирование работы устройств.
Производственные
технологии. Промышленные
технологии. Технологии сельского хозяйства.
Технологии возведения,
ремонта и содержания зданий и сооружений.
Производство,
преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология.
Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины
для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для
передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и
экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.
Автоматизация производства.
Производственные технологии автоматизированного производства.
Материалы, изменившие
мир. Технологии получения материалов. Современные материалы:
многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы),
пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения
металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с
заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и
т. п.), порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза.
Биотехнологии.
Специфика социальных
технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как
технология. Технологии сферы услуг.
Современные промышленные
технологии получения продуктов питания.
Современные
информационные технологии. Потребности в перемещении людей и товаров,
потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития
транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта.
Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков
Нанотехнологии: новые
принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Электроника
(фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов.
Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата.
Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации
нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание
органов и организмов с искусственной генетической программой.
Управление в современном
производстве. Роль метрологии в современном производстве. Инновационные
предприятия. Трансферт технологий.
Осуществление
мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и
внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или
отнесенных к той или иной технологической стратегии.
Технологии
в сфере быта. Экология жилья.
Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Хранение
продовольственных и непродовольственных продуктов.
Энергетическое
обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие.
Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения
помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту.
Электробезопасность в быту и экология жилища.
Способы обработки продуктов
питания и потребительские качества пищи.
Культура потребления:
выбор продукта/услуги.
Способы
представления технической и технологической информации.
Техническое задание.
Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм.
Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая
схема.
Техники
проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия
решения. Анализ альтернативных ресурсов.
Порядок действий по
сборке конструкции/механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел.
Понятие модели.
Логика проектирования
технологической системы Модернизация изделия и создание нового изделия как виды
проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики
конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции/механизма,
удовлетворяющей(-его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей.
Использование моделей в процессе проектирования технологической системы.
Простые механизмы как часть технологических систем. Виды движения.
Кинематические схемы.
Анализ и синтез как
средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа.
Логика построения и особенности
разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект
(бизнес-план), инженерный проект, дизайн- проект, исследовательский проект,
социальный проект. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для
разных типов проектов
Способы
продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план.
Опыт
проектирования, конструирования, моделирования. Составление программы изучения потребностей.
Составление технического задания/спецификации задания на изготовление продукта,
призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в
настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его
представителей.
Сборка моделей.
Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование
моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации.
Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение
вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ,
способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с
обратной связью на основе технических конструкторов.
Составление карт простых
механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного
конструктора. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов
по кинематической схеме. Модификация механизма на основе технической
документации для получения заданных свойств (решения задачи) - моделирование с
помощью конструктора или в виртуальной среде.
Составление технологической
карты известного технологического процесса. Апробация путей оптимизации
технологического процесса.
Изготовление
информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на
основе технологической документации с применением элементарных (не требующих
регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления - на
выбор образовательной организации).
Моделирование процесса
управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни).
Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на примере
характеристик транспортного средства).
Разработка и создание
изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного
трехмерного проектирования. Автоматизированное производство на предприятиях
нашего региона. Функции специалистов, занятых в производстве.
Разработка
вспомогательной технологии. Разработка/оптимизация и введение технологии на
примере организации действий и взаимодействия в быту.
Разработка и
изготовление материального продукта. Апробация полученного материального
продукта. Модернизация материального продукта.
Планирование
(разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной
деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе
самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика:
дом и его содержание, школьное здание и его содержание).
Разработка проектного
замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации,
целеполагания, выбора системы и принципа действия/модификации продукта
(поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление
материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования)
и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического
оборудования (практический этап проектной деятельности)[I].
Разработка проекта
освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление
схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по основаниям
соответствия запросу и требованиям к освещённости и экономичности. Проект
оптимизации энергозатрат.
Обобщение опыта
получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих
продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. Оптимизация и
регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное
применение технологии на основе разработанных регламентов.
Разработка и реализации
персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для
обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению
продукта.
Разработка проектного
замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта.
Построение образовательных траекторий и планов в области
профессионального самоопределения
Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на
основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий,
применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Производство
и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере
энергетики. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся,
новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных
автоматизированных производств и новые требования к кадрам. Производство
материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство
продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация
транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий.
Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного
рынка труда. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры.
Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения
через всю жизнь».
Система профильного обучения: права, обязанности и возможности.
Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных
условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт
принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса.
При формировании перечня
планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования ФГОС
основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования
индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового
уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в
списке выделены курсивом).
Базовыми учебными
ресурсами являются:
1.
Дидактические комплекты
для обучающихся, включающие:
-
информацию, требующую
присвоения;
-
информацию, необходимую
для организации деятельности;
-
ссылки на электронные
ресурсы;
-
задания и инструкции,
организующие самостоятельную работу;
-
задания и инструкции,
организующие практические и лабораторные работы.
Комплект для обучающихся
формируется для каждого учебного модуля
(дидактическая единица,
характеризующаяся завершенностью в отношении формирования определенных образовательных
результатов). Это обеспечивает: 1) взаимозаменяемость учебных модулей там, где
образовательной организации предоставляется выбор (например, технологии,
обслуживающие группу потребностей, 5-й класс) 2) снижение ресурсозатратности в
процессе модернизации содержания обучения в соответствии с изменениями,
происходящими в технологиях, продуктах, потребностях.
2.
Среда конструирования и
моделирования (ЛЕГО, иные конструкторы, виртуальные среды).
3.
Доступ к единой
информационной среде образовательной организации и ресурсам Интернета.
4.
Материальные объекты или
организационные ресурсы (доступ к внешним ресурсам), обеспечивающие
манипулирование обучающихся реальными объектами в рамках проектной деятельности
и выполнения практических работ.
5.
Видеоэкскурсии на предприятия,
использующие инновационные (не распространенные широко) технологии.
Базовыми
методическими ресурсами являются:
1.
Набор проектных заданий.
2.
Методические
рекомендации по работе в рамках проектных технологий и в рамках технологии
образовательного путешествия.
Технология
самостоятельной работы с информацией
Технология
самостоятельной работы обучающихся с информацией позволяет развивать компоненты
учебной деятельности, освоенные обучающимися, работать над формированием
познавательных универсальных учебных действий (поиск, извлечение,
систематизация и обработка информации) и отдельных мыслительных операций. В
рамках урочной деятельности технология применяется, подкрепляясь техниками
организации обратной связи с обучающимися.
Технология
самостоятельной работы с информацией задает специальную структуру деятельности
при изучении темы, которое начинается с формирования «общей картины» и (в
беседе с обучающимися) списка вопросов, подлежащих изучению в каждом фрагменте
этой картины. Изучение отдельных фрагментов организовано с помощью
индивидуальных или групповых заданий на поиск, извлечение, систематизацию и
обработку информации. Результаты самостоятельной работы в обязательном порядке
обсуждаются на уроке для того, чтобы каждый обучающийся получил ответ на каждый
вопрос из общей картины темы.
Технологии
проектной деятельности
Технологии проектной
деятельности основываются на адаптации одного из представленных в культуре
видов человеческой деятельности - проектирования - к искусственно созданному
образовательному пространству школы. Таким образом, в основе всех проектных
технологий лежит проектная деятельность учащегося, т. е. деятельность по
изменению реальности, включающая этапы разработки проекта, реализации проекта и
оценки результатов его реализации и деятельность педагога по ее сопровождению.
Следовательно, сферой интересов и ответственности учащегося является достижение
цели проекта, а педагога - формирование образовательных результатов.
Социальный проект -
проект, направленный на решение проблемы той или иной социальной группы,
территориального сообщества или общества в целом. В основе такого противоречия
лежит неудовлетворенность в актуальной ситуации социально приемлемых (с точки
зрения социальной группы или государственной идеологии) потребностей или
столкновение интересов и потребностей социальных групп. Социальный проект
позволяет обучающимся решить проблемы ближайшего социума.
Учебный проект
предполагает выполнение технического задания, выданного педагогом в форме
описания проблемной ситуации, или описания ситуации и поставленной цели
деятельности, или характеристик заданного продукта. Таким образом, учебный
проект может включать лишь часть этапов проектной деятельности.
Данная технология
предназначена для формирования предметных умений, познавательных, регулятивных
и коммуникативных универсальных учебных действий.
Данная технология была
разработана для формирования образовательной мобильности обучающегося, под
которой подразумевается совокупность умений учиться по различным источникам,
получать знания в разных культурных средах, устанавливать связи с другими
людьми и обмениваться с ними ресурсами, использовать любую возможность для
самообразования. Организация образовательного путешествия подразумевает
разработку маршрутов/сценариев путешествий, обеспечение информационного поиска
по вопросам, связанным с целью и объектом образовательного путешествия,
организацию запланированной деятельности учащихся на объекте, организацию
оценки учащимися образовательных результатов путешествия, рефлексии и
обсуждения полученного опыта.
Тематика
образовательного путешествия учащихся основной ступени должна работать на
развитие осмысленного восприятия деятельности человека, умение устанавливать
взаимосвязь между различными видами деятельности.
Требования
к результатам обучения:
Личностным
результатом обучения технологии в основной школе является формирование
представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда
подрастающих поколений, составление системы технических и технологических знаний
и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности,
профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда,
формированию гуманистически и
прагматически ориентированного мировоззрения, социально- обоснованных
ценностных ориентаций.
Важнейшие личностные результаты обучения
технологии:
-проявление
познавательных интересов и активности в данной области предметной
технологической деятельности;
-выражение
желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения
текущих и перспективных потребностей;
-
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
-овладение
установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического
труда;
-самооценка
умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций
социализации и стратификации;
-
составление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности;
-
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
-осознание
необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной
социализации;
-
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
-
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
-
проявление технико-технологического и
экономического мышления при организации
своей деятельности;
-
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического
труда.
Метапредметными результатами освоения
выпускниками основной школы курса по технологии заключается в формировании и
развитии посредством
технологического знания:
-познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-гуманистических
и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам
поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
-
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме
того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы
деятельности, формируемые, в том числе и
в школьном курсе технология и применяемые как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
-
проявление инновационного подхода к решению учебных задач в процессе моделирования изделия или
технического процесса;
-
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-самостоятельная
организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических
изделий;
-выявление
потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую
стоимость;
-оценивание
своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых
норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и
принципам;
-соблюдение
норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
-
соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного
труда.
Предметными результатами освоения
программы является:
В
познавательной сфере:
-
рациональное использование учебной и
дополнительной технической и технологической информации для проектирования и
создания объектов труда
-
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
-
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов,
энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также
соответствующих технологий промышленного производства;
-владение
кодами и методами чтения и способами
графического представления
технической, технологической и инструктивной информации;
-
владение способами научной организации труда
формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической
культуре производства;
-
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и
проектов.
В
трудовой сфере:
-планирование
технологического процесса и процесса труда;
-
подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
-
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и
проектировании объектов труда;
-подбор
инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально-
энергетических ресурсов;
-
проектирование последовательности операций и составление операционной карты
работ;
-выполнение
технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, и
ограничений;
-
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил
санитарии и гигиены;
-
обоснование критериев и показателей
качества промежуточных и конечных результатов труда;
-выбор
и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых
систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
-
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических
процессах с учётом областей их применения;
-контроль
промежуточных и конечных результатов труда, использование контрольных и
измерительных инструментов;
-
документирование результатов труда и проектной деятельности;
-расчёт
себестоимости продукта труда;
В
мотивационной сфере:
-
оценивание своей способности и готовности к предметной и
предпринимательской деятельности;
-
выбор профиля технологической подготовки в старших классах;
-
выражение к готовности к труду в сфер услуг;
-
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных средств и труда.
В
эстетической сфере:
-
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация
работ;
-
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное
планирование работ;
-разработка
варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
-
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований
эргономики и научной организации труда;
-
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное состояние рабочей одежды.
В
коммуникативной сфере:
-
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов
и возможностей будущих членов коллектива;
-
выбор знаковых систем и средств, для кодирования и оформления информации в
процессе коммуникации;
-
публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги;
-
разработка вариантов рекламных образов, слогов и лейблов;
-
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В
физиолого-психологической сфере:
-
развитие моторики и координации достижений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
-
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
-
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом
технологических требований;
-
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Базовыми для программы являются разделы: «
Кулинария»,
« Конструирование и моделирование»,
«Технология обработки ткани»,
«Технология
ведения дома», « Проектные работы».
В
примерную программу внесены следующие изменения: дополнена разделами «Свободная
вышивка», «Лоскутное шитьё».
Каждый раздел программы включает в себя
основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты
труда.
Используемые педагогические технологии.
- Игровые технологии
- Технология современного проектного
обучения
- Тренинговые технологии
- Технология программированного
обучения
- Технология уровневой
дифференциации (в рамках внутренней).
Приоритетными
методами форм обучения при реализации данной программы
являются:
1.
Сочетание словесных и наглядных методов
2.
Метод аналогии, самостоятельная работа с книгой,
инструктаж
3.
Метод выполнения трудовых знаний
4.
Проектный метод
упражнения
5.
Лабораторно-практические работы
6.
Учебно-практические работы
Основной формой обучения является
учебно-практическая деятельность учащихся. В программе предусмотрено выполнение
школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или
проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на
потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве
творческой идеи.
По окончании курса технологии в 5 классе основной школы учащиеся
овладевают:
- безопасными приёмами труда с
инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;
- специальными и общетехническими
знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов,
текстильных материалов.
- изготовление и художественного
оформления швейных изделий.
- ведение домашнего хозяйства
- знакомятся с основными
профессиями пищевой и лёгкой промышленности.
Система
оценки достижений учащихся
Текстовые и проверочные работы после каждого 2-го занятия и по изучению
раздела технологии по системе Б. Беспалько:
0-40% -«2»
40-60%- «3»
60-80%-«4»
80-100%-«5»
Практические работы оцениваются по критериям оценки
качества учащихся для разных видов работ:
«5»- готовность к уроку ( спецодежда, конспект,
задание к практической части), соблюдения правил безопасности труда,
самостоятельное правильное выполнение практического задания, аккуратность ,
творческий подход при выполнении практического задания, активная работа при
изучении теоретического материала , ответы на дополнительные вопросы.
«4»- готовность к уроку, соблюдение правил
безопасного труда, выполнение практического задания, аккуратность, правильные
ответы по теме:
«3»- готовность
к уроку, соблюдение правил безопасного труда, практическая работа с
помощью учителя или одноклассниц, аккуратность;
«2»- неготовность к уроку, несоблюдение правил
безопасного труда не правильное выполнение
практического задания.
Проектные
работы оцениваются учителем по основным этапам
проектирования:
Этапы проекта
|
Сроки выполнения
|
Замечания
учителя
|
1.
Поисковый
|
|
|
2.
Технологический
|
|
|
3.
Заключительный
(аналитический)
|
|
|
Содержание учебного
материала.
5
класс. Количество часов:
всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков-1 ,проверочных-3,
тестов- 5, практических работ-34.
Планирование составлено на основе примерной
программы основного общего образования по направлению « Технология.
Обслуживающий труд», 2006г.
Учебник: « Технология 5» (вариант для девочек) под
ред. Н.В.Синица, В.Д. Симоненко, Москва, « Вентана–Граф» 2014
Дополнительная литература:
«Технология. Обслуживающий труд. Рабочая тетрадь .
5класс» под ред. В,Д, Симоненко, Москва, « Вентана-Граф», 2010г.
Разделы
и темы
|
Всего часов
|
В том числе
|
Форма
контроля
|
|
Теоретич.
|
Практич.
|
|||
Творческая
проектная деятельность
|
4
|
4
|
|
Тестовые
задания, проверочные работы.
|
Оформление
интерьера
|
4
|
2
|
2
|
Лабораторная работа,
тестирование.
|
Кулинария
|
16
|
10
|
6
|
Выполнение
практических заданий.
|
Создание
изделий из текстильных материалов
|
26
|
10
|
16
|
Выполнение практических заданий, проверочная
работа в виде деловой игры.
Тестирование.
|
Художественные
ремёсла. Д.П.И.
|
18
|
8
|
10
|
Выполнение
практических заданий.
|
Технология ведения дома
Развитие технологической информации.
Кулинария.
Развитие представлений направленно
на здоровье сбережение школьников. Общие сведения безопасности приёмов труда ,
санитарных правил и личной гигиены при обработке продуктов. Понятие
пища, процесс пищеварения, микроорганизмы, калорийность пищевых продуктов.
Составление рациона здорового питания с применением компьютерных программ. Значение яиц, фруктов, овощей, бутербродов, горячих
напитков в питании человека. Способы первичной, тепловой обработки овощей,
нарезки, приготовления оформления блюд.
Требования к качеству готовых изделий. Сервировка стола. Правила поведения за
столом, инструменты и приспособления.
Создание изделий из текстильных
материалов.
Свойства текстильных материалов.
Классификация
волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон. Основная и ниточная нити в ткани.
Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях.
Механические, физиологические, технологические, эксплуатационные свойства
тканей, шнурков и нетканых материалов. Сравнительные характеристики тканей из
натуральных и химических волокон в тканях.
Элементы машиноведения.
Классификация
машин швейного производства по назначению. Бытовая машина, назначение основных узлов. Виды приводов.
Организация рабочего места при выполнении
швейных работ. Формирование первоначальных навыков работы на швейной
машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Заправка верхней и нижней
нитей.
Конструирование швейных изделий.
Понятие
одежда, её классификация. Краткие сведения из истории одежды. Роль
конструирования в выполнении основных требований к одежде. Краткая
характеристика расчётно-графической системы конструирования. Основные точки и
линии измерения фигуры человека. Последовательность построения чертежа в М 1:4,
по своим размерным признакам на основе фартука.
Моделирование швейных изделий.
Понятие
о композиции в одежде (цвет, материал, силуэт, пропорции, ритм). Способы
моделирования швейных изделий. Выбор ткани, Художественное оформление и отделка
изделия. Определение количества ткани. Поиск в интернете современных моделей
швейных изделий, построение выкроек,
коррекция изделия. Выбор моделей из журналов мод.
Технология изготовления швейных
изделий.
Ручные
стежки и строчки. Технология выполнения машинных швов, их условные графические
обозначения. Подготовка ткани к раскрою. Правила выполнения следующих
технологических операций: обработка коя, карманов, пояса. Сборка изделия.
Проведения примерки, выявление и выполнение дефектов. Стачивание машинными
швами и окончательная отделка изделия. Контроль качества готового изделия.
Художественные ремёсла.
Декоративно- прикладное искусство.
Знакомство
с различными видами ДПИ нашей местности. Традиционные виды рукоделия: вышивка.
Знакомство с умельцами своего села. Инструменты, приспособления. Традиции,
обряды. Семейные праздники, традиции. Отделка изделий.
Лоскутное шитьё.
Краткие
сведения из истории создания из лоскута.
Материалы для лоскутной пластики. Подготовка
материала к работе .Технология соединения между собой материалов.
Оформление интерьера.
Интерьер кухни, столовой.
Общие
сведения из истории архитектуры и интерьера, связь с природой. Создание
интерьера с учётом запроса и потребности семьи.
Разделение
кухни на зоны. Оборудование и его размещение в интерьере. Декоративное
оформление кухни собственного изготовления.
Технология творческой и
опытнической деятельности.
Оформление
документации. Определение и формулировка проблемы. Поиск информации для решения
проблемы. Обоснование выбора.
.
Практические работы.
1.Определения
набора безопасных для здоровья моющих средств,
для посуды.
Проведение
санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета технологии (кухни).
Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Поиск рецептов,
соответствующих рациональному питанию.
Приготовление
блюд из яиц, свежих овощей, фруктов. Приготовление бутербродов, горячих
напитков, блюд их варёных овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного
оформления овощей. Сервировка стола.
2.Изучение
нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон, направления
долевой нити в ткани. Распознавание растительных волокон (хлопок, лён)
3.Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней
нитей. Выполнение машинных строчек, её закрепление.
4.
Выполнение эскизов национальных
костюмов. Снятие размерных признаков и их запись. Построение чертежа в М 1:4,
натуральную величину.
5.Моделирование
изделия. Расчёт количества ткани на изделие. Копирование выкройки из журнала
мод, проверка и коррекция выкройки с учётом своих мерок и особенностей фигуры.
Подготовка выкройки к раскрою
6.Выполнение
образцов ручных стежков, строчек и швов. Подшивание низа изделия потайными подшивочными стежками. Выполнение раскладки выкроек на
различных тканях. Прокладывание контрольных и контурных линий и точек на
деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и смётывание деталей кроя.
Проведение примерки, исправление дефектов. В.Т.О. изделия. Определения качества
готового изделия.
7.
Экскурсия в музей. Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.
8.Выполнение
эскиза планировки кухни, детской комнаты.
9.Изготовление
в технике лоскутного шитья. Сбор коллекции образцов ДПИ. Оформление интерьера
декоративными растениями.
Приложение
к программе.
Темы
проектов: « Воскресный завтрак», « Прихватка»
Тема
творческой работы: «Вышитая салфетка», « Кухня моей мечты»
В основу тематического планирования по
проектным работам положен дифференцированный подход к учащимся. Ядром мотивации
проектной деятельности признаётся спектр
интересов, который специфичен для каждой возрастной группы. Выбор проектного
задания может завить от темы социального заказа со стороны родителей и школы.
В 5 классе учащимся сложно выбрать
самостоятельно темы проекта и выполнить его не зная, что такое творческий
проект. Поэтому в 5 классе педагог даёт первичное понятие о проекте, показывает
совокупность приёмов и операций овладения определённой областью практического и
теоретического знания, обучает
приёмам планирования.
Цели метода проектов в 5 классе
-обучения
приёмов планирования
-
закрепления определённых практических навыков
-
обучения оформлению результатов творческой деятельности.
-
развитие ассоциативного мышления
-
развитие познавательного интереса
Индивидуальность
творческих работ обеспечивается разными вариантами технологической обработки,
разнообразием тканей, способом декоративной и отделки, индивидуальным подходом
к решению со стороны учащихся.
Предметные
знания и умения
Учащиеся
должны знать: общие сведения о правильном питании,
составе пищи, роли витаминов в обмене веществ. Правила гигиены, санитарии,
безопасной работы с кухонным оборудованием. Требование к помещению кухни, уход
за кухонной посудой, инвентарём, оборудованием. Порядок сервировке стола,
правила культуры поведения за столом. Виды бутербродов. Первичная обработка
яиц, использование яиц в кулинарии. Виды овощей, правила первичной и тепловой
обработки овощей, использование овощей при приготовлении блюд. Напитки и их
приготовление. Способы приготовления домашних запасов. Понятие об интерьере,
способы размещения оборудования кухни.
Этапы получения ткани, свойства ткани в направлении нитей основы и утка,
признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани. Терминологию швейных
работ, правила безопасной работы с ручными швейными инструментами и на швейной
машине, виды ручных и машинных швов, правила работы на швейной машине.
Терминологию и операции влажно-тепловой обработки ткани. Требования к рабочей
одежде. Правила снятия мерок. Правила построения и оформления чертежей швейных
изделий. Понятия о композиции, цвете, отделке изделий. Последовательность
изготовления швейных изделий на примере изготовления фартука. Последовательность
выполнения творческого проекта. Виды декоративно-прикладного творчества, виды
вышивки. Основные узоры лоскутной техники, способы соединения деталей лоскута.
Учащиеся
должны уметь:
Работать
с кухонным оборудованием, посудой,
инвентарем. Поддерживать нормальное санитарное состояние помещения
кухни. Определять качество продуктов. Выполнять первичную обработку всех
овощей. Готовить блюда из овощей, яиц, бутербродов, горячие напитки. Выполнять
замораживание продуктов. Определять в ткани направление нити основы и уток,
определять лицевую и изнаночную сторону. Выполнять ручные швы, операции
влажно-тепловой обработки ткани. Работать на
швейной машине, выполнять машинные швы. Снимать и записывать мерки,
читать и строить чертёж фартука. Моделировать чертёж фартука. Раскраивать
детали швейного изделия. Выполнять различные швейные операции по изготовлению
салфетки, прихватки, фартука. Выполнять простейшие вышивальные швы. Составлять
простые узоры лоскутной техники. Самостоятельно разрабатывать и выполнять
ученический проект. Разрабатывать
интерьер кухни и оформлять его изделиями собственного изготовления.
Учебные навыки и умения.
Учебно-управленческие
умения:
-
учащиеся должны понимать последовательность учебной деятельности: планирование,
контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися
-
самостоятельно оценивать свою и одноклассников учебную деятельность посредством
сравнения с деятельностью других учеников, собственной деятельностью ранее, с
установленными нормами.
Учебно-информационные
умения:
-
понимать устную речь в нормальном темпе
-понимать
графические и условные изображения, таблицы, схемы, графики.
Учебно-логические умения
-
решать задачи на основе готовых знаний, представляющие собой последовательную
цепочку действий.
6 класс.
Технология ведения дома.
Развитие технологической
информации.
Кулинария
Развитие представлений
направленно на здоровье сбережение школьников. Общие сведения безопасности
приёмов труда , санитарных правил и
личной гигиены при обработке
продуктов. Значение молока и
кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока. Способы
определения качества молока. Условия и
сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой
кулинарной обработки. Технология приготовления молочных супов и каш. Посуда для
варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача к столу. Ассортимент кисломолочных продуктов и
творожных изделий. Понятие о пищевой
ценности рыбы, мяса, блюд из круп,
бобовых и макаронных изделий. Содержание
в рыбе, мясе белков, жиров,
углеводов, витаминов. Рыбные полуфабрикаты. Маркировка рыбных консервов. Санитарные условия механической
кулинарной обработки рыбы и рыбных продуктов. Способы разделки. Технология
приготовления блюд.
Создание изделий из текстильных материалов.
Свойства изделий из текстильных
материалов.
Сравнительные
характеристики тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения
химических волокон в тканях.
Элементы машиноведения.
Характеристики
и области применения современных швейных, вышивальных машин с программным
управлением. Виды приводов, устройство, преимущество и недостатки. Техническая
характеристика электрической машины. Челночное устройство универсальной машины.
Порядок его разборки и сборки.
Конструирование швейных изделий.
Типы
фигуры. Современные направления моды. Основные точки и линии измерения фигуры
человека. Требования к расчёту
конструкции изделия (юбка).
Моделирование швейных изделий.
Зрительные
иллюзии в одежде. Виды художественного оформления швейного изделия. Способы
копирования выкроек из журналов. Связь художественного современной одежды с
традициями народного костюма.
Технология изготовления швейных
материалов.
Подготовка
ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани, с учётом направления
ворса. Технологические правила
выполнения поузловой обработки изделия на примере (юбки).
Художественные ремёсла. Декоративно-
прикладное искусство.
Эмоциональное
воздействие декоративной композиции.
Статичная и динамичная композиция. Симметричные и асимметричные композиции, их
основные решения в построении. Роль композиции, колорита, фактуры материала в
художественном выражении произведений ДПИ.
Современное производство и профессиональное
образование и профессиональная карьера.
Сферы
и отрасли современного производства. Основные составляющие производства.
Приоритетные направления развития техники и технологий. Влияние техники и новых
технологий на виды и содержание труда.
Технологии творческой и
опытнической деятельности.
Исследовательская и созидательная
деятельность.
Определение
и формулировка проблемы. Поиск информации. Разработка вариантов решения. Обоснованный выбор опыта,
изделия.
Гигиена девушки. Косметика.
Правила
ухода за кожей головы. Причёска школьницы. Виды причёсок. История причёсок
разных времён.
Технология растениеводства.
Понятие
о технологии производства продукции растениеводства и её основные элементы.
Способы размножения растений. Понятие однолетние, двухлетние, многолетние
растения. Понятие сорт. Проверка качества семян. Приёмы возделывания почвы весенней, осенней. Разбивка гряд.
Практические работы.
1.Приготовление молочного супа или молочной каши.
Приготовление блюда из творога. Определение качества молочных блюд. Определение
свежести рыбы. Оттаивание и кулинарная обработка свежемороженой рыбы. Разделка
рыбы. Приготовление блюд из рыбы. Приготовление рассыпчатой каши. Приготовление
гарнира из макаронных изделий.
2.Распознование
волокон растительного происхождения (лён, шерсть).
3.Выполнение
зигзагообразной машинной строчки. Обработка срезов. Устранение неполадок в
машине. Чистка смазка машины.
4.
Эскизная работа моделей одежды на выбор учащихся.
5.Моделирование
изделия на примере (юбка). Расчёт количества ткани на изделие.
Подготовка выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою.
6.Отработка
техники выполнения соединительных, краевых и отделочных швов на лоскутках
ткани. Обработка деталей кроя. В.Т.О. изделия. Определение качества готового изделия.
7.
Экскурсии в музей. Выполнение эскизов современных и старинных узоров и
орнаментов.
8.Экскурсии
на предприятие местного значения. Знакомство с профессиями.
9.Изготовления
эскизов карнавальных костюмов на темы русских народных сказок.
10.Сбор
коллекции образцов ДПИ нашего села.
11.
Выступление и оформление опыта на конференции. Уход за различными овощными растениями (картофель).
12.Выполнение
причёски школьницы. Просмотр видео монтажа
причёски разных эпох и времён.
7 класс.
Технология ведения дома. Кулинария.
Виды
сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения
качества птицы, мяса. Технология приготовления блюд из птицы, теста. Оформление
и подача к столу. Виды мясных полуфабрикатов, муки, мяса. Пищевые разрыхлители.
Оборудование инвентарь. Принцип подбора гарниров и соусов к мясным блюдам.
Требования к качеству готовых блюд. Дегустация готовых блюд.
Создание изделий из текстильных
материалов. Свойства текстильных материалов.
Классификация
текстильных волокон на основе химических. Способы обнаружения химических волокон в тканях. Сравнительные
характеристики натуральных и химических волокон. Механические, физические,
технологические, эксплуатационные свойства тканей. Изготовление нитей в
домашних условиях (шерсть).
Элементы машиноведения.
Правила
техники безопасности на универсальной бытовой машине с электрическим приводом.
Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Назначение и
конструкция различных современных приспособлений к швейной машине. Их роль в
улучшении качества изделий и повышении производительности труда.
Конструирование швейных изделий.
Классово-
социальное положение человека и его отражение в костюме. Краткие сведения из
истории костюма. Роль конструирования в
выполнении основных требований к одежде. Типовые фигуры и размерные
признаки фигуры человека. Основные линии и точки измерения фигуры человека.
Моделирование швейных изделий.
Способы
моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественное оформление изделия (ночная сорочка). Способы копирования выкройки из журналов .Поиск в интернете
современных швейных изделий.
Технология изготовления швейных
изделий.
Раскрой
изделия. Инструменты и приспособления. Правила выполнения следующих
технологических операций: обработка застёжки, боковых срезов, проймы, низа
изделия. Сборка изделия. Проведения примерки, выявление и исправление дефектов.
Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Контроль качества
готового изделия. В.Т.О. изделия.
Художественные ремёсла .ДПИ.
История
появления техники «узелковый батик». Материалы, красители и инструменты для
узелкового батика. Особенности построения композиции. Подбор тканей. Приёмы выполнения свободной росписи. Изготовление
логотипов.
Технологии творческой и
опытнической деятельности
Исследовательская и созидательная
деятельность.
Поиск
необходимой информации. Определение проблемы и её формулировка. Разработка
вариантов решения проблемы. Обоснование лучшего варианта и его реализация.
Современное производство и
профессиональное самоопределение.
Сферы производства,
профессиональное образование и профессиональная карьера.
Основные
составляющие производства. Факторы ,влияющие на уровень оплаты труда. Влияние
техники и новых технологий на виды и содержание труда.
Технология растениеводства.
Технология выращивания овощных и цветочно - декоративных культур.
Направление
растениеводства в регионе. Способы размножения растений. Проведение
фенологических наблюдений. Использование органических удобрений с учётом,
Технологии и средства защиты растений от вредителей и болезней. Способы хранения урожая овощей,
клубней, луковиц ит.д. Технология выращивания растений рассадным способом и в защищённом грунте. Современные
укрывные материалы, состав почвы,
подкормки.
Гигиена девушки.
Основные
направления маникюра, его виды, способы
выполнения. Инструменты и приспособления. Технология выполнения маникюра,
структура ногтей. Способы обработки. Использование различных источников информации и т.д.
Практические работы
1.Приготовление
вареников с начинкой. Расчёт количества мяса и других продуктов для
приготовления супа. Выпечка блинов, изделий из песочного теста. Приготовление
гарниров к мясным блюдам. Определение термической обработки мясных блюд.
2.Виды
переплетения нитей в тканях. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.
Распознавание волокон из растительного и химического состава. Обнаружение нитей
из химических волокон в тканях.
3.Регулировка
качества машинной строчки для различных
видов тканей. Устранение неполадок в машине. Чистка и смазка машины.
4.Снятие
размерных признаков и запись результатов измерений. Построение чертежа в
натуральную величину по заданным размерам.
5.
Моделирование изделия. Расчёт количества ткани на изделии. Копирование выкройки
из журнала мод, проверка и коррекция выкройки с учётом своих мерок и
особенностей фигуры.
6.
Стачивание деталей кроя. Технология обработки срезов, пройм, рукавов , низа
изделия ночной сорочки. В.Т.О. Определения качества готового изделия.
7.
Экскурсия в школьный музей. Оформление
изделий в технике
« узелковый батик».
8.
Экскурсии на предприятие. Знакомство с профессиями.
9.Изготовление
сувенира в технике художественной росписи ткани.
10.Выполнение
французского маникюра.
11.
Подготовка документации опыта, актуальность проблемы, пути решения.
Поиск литературы раскрытия самого опыта .
Фенологические наблюдения за опытом.
8 класс.
Технология ведения дома.
Кулинария.
Общие правила безопасности приёмов труда, санитарии
и гигиены. Требование к точности соблюдения технологического процесса
приготовления пищи. Санитарное значение температурного режима и длительности
тепловой кулинарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и
инфекций. Безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и
режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах
и порезах. Физиологические основы рационального питания. Правила обработки, обеспечивающие
сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов. Особенности механической
кулинарной обработки листовых, луковых, пряных, тыквенных, томатных и капустных
овощей. Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов ( варка,
тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование). Преимущества и
недостатки различных способов тепловой обработки продуктов. Технология
приготовления блюд. Требование к готовому блюду и его оформление.
Художественные ремёсла. ДПИ.
Основы композиции
и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ.
Эмоциональное
воздействие декоративной композиции. Статичная и динамичная композиции. Понятие
о ритмической или пластической композиции, её тональное решение. Роль
композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений
ДПИ. Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально
существенных форм. Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов
России. Цветовое сочетание. Виды. Возможности компьютерных элементов
композиции, в изучении сочетания различных цветов.
Технологии творческой и
опытнической деятельности.
Исследовательская и созидательная
деятельность.
Определение
и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы.
Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.
Сельскохозяйственные технологии.
Технологии растениеводства.
Растениеводство
и его структура. Понятие о технологии производства продукции растениеводства и
её основных элементов. Почва-основное средство сельскохозяйственного
производства. Характеристика основных типов почв, понятие « плодородие почвы».
Приёмы весенней обработки почвы, правила разбивки гряд для опыта.
Фенологические наблюдения за растениями,
приёмы возделывание почвы. Технология возделывания почвы, соблюдение техники
безопасности. Понятие « урожай», « урожайность». Учёт урожайности.
Экологическая чистота продукции растениеводства. Подзимые посевы и посадки.
Практические работы.
1.Значение
супов в рационе питания. Технология приготовления мясных бульонов, используемых
для приготовления мясных бульонов. Технология приготовления заправочных супов
.Соотношение воды и остальных продуктов в супах. Полуфабрикаты из теста.
Пищевые разрыхлители. Оборудование и инвентарь. Технология приготовления
изделий из теста. Инструмент для раскатки теста. Особенности сервировки стола к
завтраку. Правила поведения за столом. Приём гостей и правила поведения в
гостях. Природные источники воды, способы обеззараживания воды. Способы
разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер пожарной
безопасности. Виды, овощей используемые
в кулинарии. Содержание белков, жиров, витаминов. Сохранность этих
веществ, в продуктах питания. Особенности
механической кулинарной обработки разных
продуктов питания. Технология приготовления салатов из варённых и свежих
овощей.
2.Выполнение
вышивки ажурной. Вязание образцов и изделий на спицах. Выполнение эскизов вязаных декоративных
элементов для платья. Изготовление образцов вязания крючком и сувениров.
3.Сбор
коллекции образцов ДПИ. Проекты социальной направленности.
4.
Закладка опыта. Выступление на научно- практической конференции.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1.
Электрические приборы: утюг, швейные машины(5), оверлог(1),
плита (1), компьютер(1), гладильная доска(1).
2.
Кухонные приборы:
кастрюли
(2 набора), ложки, вилки, ножи,
кружки, тарелки различной ёмкости, чайники,
разделочные доски.
3.
Кухонный инвентарь: столы разделочные (1), посудный шкаф (1) и т.д.
4.
Таблицы по разделам: «Домашнее ведение дома -
кулинария, элементы машиноведения, материаловедения, конструирование и
моделирование швейных изделий, художественные ремёсла ДПИ, пропорции фигуры
человека, образцы
изделий, рисунки, поузловая обработка изделий, растениеводства.
5.
Наглядно раздаточный материал: кроссворды, чертежи,
схемы, технологические и инструкционные карты, образцы проектов, пособие по
разным возрастным группам(5-8 класс).
Литература.
§ Голондарева Н.Б. Поурочные планы по учебнику «Технология»
В.Д. Симоненко, 5 класс I-II часть
§
Попова Г.П. «Технология», поурочные планы по
учебнику Симоненко В.Д., Крупской Ю.В., Лебедевой Н.И., Литиковой Л.В., под
ред. Симоненко В.Д.
Технология (вариант для
девочек) Волгоград «Учитель», 2007.
§
Маркуцкая С.Э. УМК, Тесты по технологии 5-7
классы, М: «Экзамен» 2006.
§
Маркуцкая С.Э. УМК, Технология в схемах,
таблицах, рисунках, 5-9 классы, М: «Экзамен» 2008.
§ Зименкова Ф.Н. «Технология», справочное пособие для
общеобразовательных школ М: Педагогическое общество России,2002.
§ Крупская Ю.В. Технология. Методические рекомендации. М.:
Вентана-Граф, 2006г
§ Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. М:
Школьная пресса, 2005.
§ Корчагина Г.А., старикова Е.В., дидактический материал.
Обработка ткани и кулинарные работы. М:»Просвещение», 1996.
§ Карачевцева Л.Д., Власенко О.П., Технология, дополнительные
занимательные материалы. Волгоград «Учитель», 2009.
§ Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании,
Москва, Вентана-Граф,2003
§ Сасова И. А. Сборник проектов, Москва, Вентана-Граф,2003
§ Чернякова В. Н. Творческий проект, тетрадь, М.:
Просвещение,2002
§ Чернякова В. Н. Технология обработки ткани, учебник 5
класса, М.: Просвещение,2002
[I] Для освоения техник
обработки материалов, необходимых для реализации проектного замысла, проводятся
мастер-классы как форма внеурочной деятельности, посещаемая обучающимися по
выбору
Комментариев нет:
Отправить комментарий